Религия ли Айкидо?

Q: Айкидо - это религия?
A: Ну, сначала давайте определим, что такое религия. Для начала заметим, что "религия" в общем понимании - западная концепция, пытающаяся описать одну из сторон нашей жизни. На Западе, "религия" это обычно определение действий (например молитвы) и действующих лиц (например церковнослужителей), соединяющих человека с чем-то сверхчеловеческим, например божеством или духом, с тем, что не может быть обнаружено научными методами. В этом смысле религия это реальный фактор в жизни людей, связывающий западное общество и отражающий его социальные структуры и институты.
В академических исследованиях также применяется определение религии, в котором некоторая форма сверхестественного есть основа определения религии. Существуют и другие точки зрения, но они не относятся к существу вопроса о природе айкидо.
Например, Мелфорд Спиро(Melford Spiro) утверждает что "религия это институт, содержащий шаблоны взаимодействия с моралью, данной сверхчеловеческим бытием". Таким образом, религия социальна и восходит к сверхчеловеческому существованию.


Q: Религия это только установка на стремление к сверхестественному, данная нам через обычаи?
A: И да и нет. Есть несколько основных черт, но есть и другие признаки. Религия как явление может быть развито в различных плоскостях. Религиозность можно рассматривать как совокупность различных измерений (Charles Glock). Это ритуальные, идеологические, эмпирические, интеллектуальные и этические стороны религиозности. Различные религии и разные люди развивают эти стороны в разной степени. На Западе, склоняются к тому, что истинная религия может исходить только от "верующих". Хотя, даже если это и есть истина с нашей точки зрения, это может быть не совсем так. Религия это сложное явление, и очень сложно сказать, что кто-то не религиозен, если он/она не следует установкам одной конфессии, но следует другим правилам.


Q: Так что же такое айкидо? Религия?
A: Это весьма интересно. Айкидо это японская традиция, претендующая на обладание духовной составляющей, даже при том, что оно представляет собой в основном физическую активность. В любом случае, аргументы за то, что айкидо не может быть религией с западной точки зрения, потому что не попадает под западные определения (например религии), представляются мне натянутыми. Почему? Просто потому что мы занимаемся айкидо на Западе, и это естественная часть нашей жизни. Мы не становимся японцами в процессе тренировок, это совершенно ясно. Таким образом, сегодня мы должны принять айкидо как "западное" явление.
Айкидо претендует на объединение тела и духа не обычным для Запада путем. Говорится о "гармонизации тела и души, или духа, с бесконечной жизненной силой вселенной", или что-то в этом духе. Это достигается суровыми и длительными тренировками. Так, жизнь основателя айкидо Морихея Уэсибы, изобилующая мистическими случаями, превратилась в легенду. Таким образом, с западной точки зрения, айкидо продвигает идею достижения сверхестественного, установления контакта со сверхестественным миром. Таким образом, если кто-то решится последовать пути основателя, он заметит, что этот путь очень похож на путь святого, например католической церкви.
Даже основной идеал айкидо, состоящий в гармонии и мире с окружением, звучит, по-моему, весьма религиозно, как в проповеди священника.


Q: Так айкидо это религия?
A: Ну, можно сказать, что айкидо и религия имеют много сходных черт, но, можно после всего сказанного отметить и кое-что еще. Занимающиеся айкидо весьма сведущи в традиции и обычно весьма хорошо знают историю и философию своего искусства, но для подавляющего большинства айкидо просто хобби. Айкидо - искусство размышлять о жизни, но это не единственная его цель. Так, есть несколько соперничающих определений природы айкидо. Некоторые определяют духовные аспекты, некоторые - физические. В большинстве додзе философские или духовные аспекты не развиваются, а внимание уделяется только физическим тренировкам.
Если сравнить организации айкидо с разнообразными конфессиями, то можно увидеть, что айкидо не похоже на большинство из них, так как религиозные конфессии обычно делают упор на социальные аспекты общества в отличие от айкидо. Занятия айкидо индивидуальны для становления вашей физической формы и для обучения вашему взаимодействию с другими людьми. Основу занятий айкидо можно увидеть, когда "атакующий" захватывает руку "жертвы". Изменяется физическая информация и чувства должны вести технику. Цель - освободиться, помогая атакующему, но способ выбираете именно вы.


Q: Так айкидо это не религия?
A: Я вижу, что вы нетерпеливы, но подождите минутку. Жизнь это не простые и короткие ответы, ведущие ко лжи частичного понимания. Айкидо сложно, религия сложна, и жизнь тоже сложна. Моя цель - показать что многие вещи напоминают о религиозности айкидо, в особенности проявляющиеся в повседневной жизни людей, независимо от того, является ли айкидо религией. Но вообще айкидо не религия и большинство занимающихся не воспринимают его как релиию. Для немногих айкидо может быть религией, но при этом отличной от большинства "нормальных" конфессий.
Но мне представляется интересным, что занятия айкидо, как и чтение, дают новый толчок к пониманию человеком самого себя. Идея общности тела и духа в основном восточная по происхождению, проникает сейчас в западные страны частично благодаря айкидо. Занятия айкидо также отражают тенденцию индивидуализации, в которой выделяется жизненное пространство человека, и люди создают свою собственную "постмодернистскую" жизненную философию базирующуюся на традициях, отличных от общепринятых, но это уже другая история.


Q: Хммм, извините, но мне пора. Было приятно выслушать ваше мнение. До свидания.
A: Я рад, что вы пришли к этому решению. Кстати, занятия айкидо усиливают вашу терпеливость, потому что цель далеко далеко впереди. До свидания