Хиронори Оцука

Основатель стиля вадо-рю.
Часть первая. Юность.

Этому пареньку судьба уготовила довольно интересную судьбу. Знал ли он, что ему предстоит стать мастером каратэ и получить мировую известность? Может быть, на первых порах он об этом и не мечтал. Или же думал о чём-то другом.
В общем, 1 июня 1892 года в семье Токудзиро Оцуки, врача из города Симодатэ префектуры Ибараги, занимавшегося частной практикой и ставшего отцом четверых детей. Хиронори был вторым ребёнком в семье. Дядя по материнской линии был самураем и частенько захаживал в гости, рассказывая мальчишке о приключениях воинов прошлых веков. Видимо, он и обронил зёрна любви к воинским искусствам в душу мальчишки, которая сопровождала его всю оставшуюся жизнь.
Хиронори, как пишут исследователи его жизни, занимался будзюцу с ранних лет. На первых порах его учителями стали отец и дядя Тёдзиро Эбаси, который был весьма сведущ в искусстве поединка и даже являлся главным наставником клана Цутиура. 1 апреля 1897 года, шестилетний Оцука-младший (внук Хиронори Оцуки утверждает, что тогда парнишке было ещё меньше - пять лет) начал заниматься в школе стиля Синдо Ёсин-рю дзюдзюцу мастера Ёкиёси Накаяма Тацусабуро (1870-1933). Это направление дзю-дзюцу сильно отличалось от большинства других школ в которых основное внимание уделялось захватам, броскам и воздействиям на суставы. В Синдо Ёсин-рю, как и в каратэ, большое внимание уделяется атэми - ударам по жизненно важным точкам тела противника.
Хиронори довелось изучать и некоторые другие школы.
Такая возможность появилась у него, когда в 1910 году он поступил в университет Васэда (Токио) на специальность "менеджмент".
Под руководством Мотоо Каная (ок. 1919-1921) он занимался Ёсин Ко-рю, а в 1917 году встретился с Морихэем Уэсибой, который впоследствии стал основателем Айкидо. Они сохранили дружбу на долгие годы. Внук Хиронори Оцуки утверждает, что его дед стремился познать технику всех существующих школ дзю-дзюцу (коих в те времена насчитывалось до 200), но вскоре понял, что приёмы почти везде одинаковые, и продолжил заниматься тем же стилем. В 1912 году умер его отец, и мать направила Оцуку работать в Кавасаки-банк своего брата, поскольку считала, что он "рехнулся" на боевых искусствах. Двенадцать лет он отслужил на своей должности, дабы не расстраивать мать. Но занятий единоборствами не бросил.
1 июня 1921 года Оцука отпраздновал свой 30 день рождения довольно своеобразно - именно в этот день он удостоился чести получить из рук Накаямы сертификат о достижении необходимого уровня мастерства (мэнкё-кайдэн) в Синдо Ёсин-рю. Это при том, что немногие из тех, кто был вдвое старше его, добивались такого же результата.

Часть вторая. Где нашёл, там и потерял

Однажды (дело было в 1922 году) Хиронори заинтересовала заметка о посещении крон-принцем Хирохито острова Окинавы. В газете упоминалось о том, что на официальной церемонии окинавцы демонстрировали ему старинные танцы и неизвестное деселе искусство "туди" или "каратэ". Оцука был заинтригован. Ему ещё не приходилось видеть такого стиля. Но приезд некоего школьного учителя Гитина Фунакоси в Токио обещал быть интересным, ведь пригласили его как раз для демонстрации этого самого "каратэ".
Выяснив, когда и где пройдут показательные выступления приезжего учителя, Оцука пришёл на презентацию. И ему очень понравилось то, что показал мастер Фунакоси. Вскоре он уже прилежно посещал тренировки в Мэйсэйдзюку додзё (Фунакоси жил и преподавал в Мэйсэйдзюку - общежитии студентов, выходцев с Рюкю). Дружба с мастером стала отправной точкой создания стиля Вадо-рю, который появился спустя много лет… А пока Хиронори занимался и размышлял, как лучше объединить в единую систему технику дзюдзюцу и каратэ. Он даже появился на фото в книге Гитина Фунакоси "Каратэ-до Кёхан", которая была опубликована в 1935 году.
В сентябре 1924 года Оцука сопровождал Фунакоси во время их визита в зал для занятий кэндо, что располагался в университете Кэйо. С собой у них было рекомендательное письмо от профессора Касуи, поддержкой которого они заручились. В этот самый, момент, когда они прошли в додзё, занятия вёл мастер кэндо и дзюдзюцу Ясухиро Кониси. Он поинтересовался, чем незнакомцы собираются заниматься. Он никогда прежде не видел Рюкю кэмпо тотэ-дзюцу, как назвал своё искусство мастер Фунакоси, поэтому и попросил продемонстрировать, что это такое. Кониси тоже загорелся идеей заниматься каратэ и вскоре при его помощи был основан первый студенческий клуб каратэ. Первый и в Японии, и, естественно, в мире.
Со временем каратэ стало набирать популярность. Вместе с дзюдо оно постепенно вытесняло дзю-дзюцу, поэтому Оцука сосредоточил своё внимание на пропаганде каратэ. Но в скором времени он начал также консультироваться у Кэнвы Мабуни, который в 1928-29 годах жил в Токио, о значении тех или иных движений ката: Фунакоси был не в состоянии объяснить многое, а понимать суть для Оцуки было очень важно.
В то время он работал в Кавасаки-банке в квартале японской столицы Симодатэ. Но, когда в 1925 году умерла его мать, он уволился. Несмотря на то, что много времени приходилось уделять организационной работе по пропаганде каратэ, он продолжил работать по специальности врача, лечащего спортивные травмы. И в это же время он основал ряд клубов в столичных вузах, таких как токийский университет (1929 год) и Колледж зубных врачей.
Оцука мечтал съездить на Окинаву, но Фунакоси отговорил его. Конечно, "основателю современного каратэ-до" было совершенно невыгодно , чтобы его ученики, посетив "колыбель" этого грозного воинского искусства, выяснили, каким бывает уровень многих других мастеров, среди которых Фунакоси не блистал. Причиной разрыва Оцуки и Фунакоси могла стать и та история, которую рассказывает Дзиро Оцука, сын мастера. По увольнении из банка Оцука получил довольно большое выходное пособие, из которого часть потратил на уплату членских взносов за занятия в группе Фунакоси, а оставшиеся деньги хотел оставить на постройку додзё для своего наставника. И он, и другие ученики копили деньги. Старшему сыну Гитина, Гийэю Фунакоси, требовались деньги, и немалые. Вот только не на постройку зала. Он много проиграл в азартных играх, поэтому выпрашивал взаймы у Оцуки. Тот собрал старших учеников и спросил у них, что бы каждый сделал в такой ситуации. Он решили, что дать взаймы можно, ведь это был сын их учителя. Но тут произошла крупная неприятность - Гийэй проиграл ещё больше и не вернул долга. Ему некуда было отступать, и он пустил слух, будто Оцука украл средства, предназначенные для строительства додзё. Фунакоси-отец просил Оцуку взять руководство над группой студентов одного из вузов, но его отговорил Гийэй. Сын мастера завидовал Хиронори и не мог допустить того, чтобы популярность ученика его отца была выше, чем его личная. Но на мастера каратэ Гийэй не сильно тянул, по крайней мере, сведений о нём, как о человеке, повлиявшем на развитие каратэ (кроме вышеупомянутой истории) о меня не дошло. Оцуке ничего не оставалось делать, как уйти. Это произошло в 1926 году. Создав и зарегистрировав свой стиль, Хиронори больше никогда не называл Фунакоси сэнсэем...
Однако, существуют и другие факты. Как рассказывают разные мастера, Оцука и Фунакоси спокойно и доброжелательно общались и в более поздние периоды, а Фунакоси иногда отправлял своих учеников учиться у Оцуки. Вот так всё запутано...
Согласно ещё одной версии, причиной расхождений стали прежде всего разногласия в понимании техники каратэ. Оцука, будучи мастером дзю-дзюцу, не мог тренировать исключительно ката и простейшие приёмы из раздела кихон-иппон-кумитэ. Фунакоси, по-видимому, слишком мало знал о реальной сути движений ката, и больше внимания уделял философской стороне вопроса, нежели аспектам самообороны. Ещё занимаясь с Фунакоси, Оцука ввёл раздел учебного спарринга якусоку-кумитэ, такие, например, как Идори-но-ката, Тати-ай-но-ката и Сирахатори-но-ката. В мае того же 1924 года он вместе с сэнсэем Фунакоси демонстрировали якусоку-кумитэ на публике.
Оцука также тренировался под руководством Тёки Мотобу, который "на дух не переносил" Фунакоси "с его танцами". Вот с ним-то Оцуке было действительно интересно позаниматься упражнениями, напрямую связанными с поединком. Масафуми Сиомицу, известный мастер Вадо-рю, рассказывал на своих семинарах, проводимых в Европе, что Оцука в свою очередь, научил Мотобу некоторым приёмам дзю-дзюцу.
Мотобу, кстати, приходил "в гости" к Фунакоси и бросил ему вызов. Но в бой вступил не он, а дзюдоист, которого Тёки привёл с собой. Мотобу требовал, чтобы Гитин показал, как он может освобождаться от захватов. Дзюдоист (это был молодой, крепкий парень) схватил основателя Сётокана за отворот кимоно, а тот попытался ударами предплечий сбить захват, но безрезультатно. Зато Оцука восстановил престиж учителя, без труда одолев дзюдоиста. Но ведь он долго занимался дзю-дзюцу...
В это время Оцука и решился практиковать свободный спарринг (дзию-кумитэ), которая вскоре овладела умами последователей каратэ других стилей. Кто был новатором, Оцука или Гогэн Ямагути (Годзю-рю), мне доподлинно неизвестно. Этот вопрос остаётся спорным. В любом случае, 30-ые годы ХХ века стали отправной точкой в развитии спортивного каратэ. Говорят, Гитин просто не мог переносить даже вида свободного кумитэ. Появившись однажды в одном из университетских клубов и увидев своих учеников спаррингующими в защитном снаряжении кэндо, он повернулся и вышел. Больше с этими людьми он не хотел общаться… Однако с Оцукой у него остались прежние дружеские отношения. Об этом говорят многочисленные фотографии.

Часть третья. Всегда ближе своё...

В мае 1934 года мастер Оцука основал свою собственную организацию, которую назвал сначала "Дай-ниппон Каратэ Синко-кай", что в переводе означает "Всеяпонская ассоциация по пропаганде каратэ". Он смешал приёмы каратэ и дзю-дзюцу, а в 1940, когда Дай-ниппон Бутоку-кай потребовало зарегестрировать под отдельным названием каждый стиль каратэ, Эйити Эригути, директор ассоциации "Дай-ниппон каратэ Синко-кай", выбрал название "Вадо-рю". До этого Оцука называл свой стиль либо Вадо-рю каратэ-дзюцу, либо Вадо-рю дзюдзюцу кэмпо.
В 1938 году Оцука появился на страницах книги Накасонэ Гэнвы "Каратэ-до Тайкан" ("Энциклопедия каратэ"), где демонстрировал семь приёмов раздела тантодори (обезоружение противника, атакующего ножом). В книге, кстати, эти приёмы называются "Танкэн-дори-омотэ". Партнёром его был Тосио Като, его друг.
Во время и после Второй Мировой Войны Оцука продолжал преподавать Вадо-рю. После того как американцы оккупировали Японию, был введён запрет на преподавание воинских искусств. Это не остановило Оцуку - он, как и другие представители каратэ, продолжал вести занятия в обстановке секретности, пока в 1951 году запрет не был отменён.
За свою долгую жизнь Оцука получил множество титулов и наград. В 1938 году Бутоку-кай присвоила ему титул Рэнси, а 1942 - Кёси. В день рождения императора 29 апреля 1966 года он получил Орден Восходящего Солнца пятой степени и ещё одну медаль за огромный вклад в дело развития каратэ. 9 октября 1972 года Международная Федерация Воинских искусств "Кокусай Будо-ин" с г-ном Хигасикуни во главе присвоила ему 10 дан каратэ. Такого высокого звания до него удостоились Кюдзо Мифунэ, прославленный мастер дзюдо, и кэндоист Хакуко Накаяма. В январе 1982 года он скончался, незадолго до этого оставив на своём посту главы стиля своего сына Дзиро Оцуку, который принял имя Хиронори Оцука-II.

Статья взята с сайта: www.karatedo.boom.ru